О П И С А Н И Е   И З О Б Р Е Т Е Н И Я                          SU   1596208  А1
                К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ                               G 01 B 5/25
_________________________________________________________________________________________________

(21) 4488533/25-28
(22) 29.07.89
(46) 30.09.90. Бюл. № 36 
(71) Научно-исследовательский институт механики и прикладной математики 
     при Ростовском государственном университете 
(72) А.Я.Сапотницкий и Е.Г.Козлов
(53) 531.717(088.8)
(56) Патент США  N 4190961, кл. G 01 B 7/30, 1980.
(54) СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ВЗАИМНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОСЕЙ РОТОРА И РАСТОЧКИ ЦИЛИНДРА ТУРБИНЫ

(57)   Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения взаимного положения оси вращения ротора с осью расточки цилиндра турбины.    Цель изобретения - повышение достоверности и информативности измерения.    При измерении в зазор между ротором 1 и расточкой 2 цилиндра турбины вводят платформу 3 с измерительным преобразователем 4 и протаскивают ее через зазор за гибкую металлическую ленту 6.    Измеряют в радиальном направлении расстояния между поверхностями ротора 1 и расточки 2 в пяти - двенадцати точках в зависимости от формы контролируемых поверхностей ротора 1 и расточки 2.    По результатам измерений определяют взаимное положение осей в горизонтальной и вертикальной плоскостях и величину погрешности из-за дефектов поверхностей ротора 1 и расточки 2.    Затем поворачивают ротор 1 на 180° и повторяют измерения, по которым вновь вычисляют взаимное положение осей и величину погрешности.  И, наконец, определяют результирующее отклонение осей и величину погрешности, по которым судят о необходимости ремонтных и центровочных операций.


       Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения взаимного положения оси вращения ротора с осью расточки цилиндра турбины.
        Целью изобретения является повышение достоверности и информативности измерения.
       На чертеже показана схема измерения взаимного положения осей ротора и расточки цилиндра турбины.

Схема

       Схема содержит ротор 1, установленный в нижней половине расточки 2 цилиндра турбины, и датчик линейных перемещений, выполненный в виде платформы 3, измерительного преобразователя 4, подпружиненного якоря 5 и гибкой металлической ленты 6, закрепленной на платформе 3.
       Способ осуществляют следующим образом.
       В зазор между ротором 1 и расточкой 2 вводят платформу 3 и за ленту 6 перемещают ее по расточке. При этом якорь 5 контактирует с ротором 1 и формирует сигналы измерительной информации, пропорциональные расстоянию между поверхностями ротора 1 и расточки 2 эа счет воздействия на измерительный преобразователь 4 как минимум в пяти точках, равномерно расположенных на полуокружности в зоне измерения. Местоположение двух точек выбирают напротив боковых подушек подшипников.
       По результатам измерений определяют взаимное положение осей по формулам:
         Г = (Л - П) / 2     и    В = Н - (Л + П) / 2 ,
  где: Л, П, Н - измеренные расстояния, соответствующие точкам, расположенным соответственно слева, справа и внизу расточки 2;
       Г и В - величины несоосности осей в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
       Для уменьшения величины погрешности измерения из-за дефектного прогиба ротора 1 поворачивают ротор 1 на 180° и повторяют указанные измерения, по которым вновь определяют величины Г и В несоосности осей в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Результирующие величины Г и В несоосности определяют как полусумму величин несоосности, полученных до и после поворота ротора 1. Затем определяют величину и знак погрешности из-за дефектного прогиба ротора 1 по формуле:
         Д = Бл - Бп - 2Г * cos a ,
  где: Бл и Бп - результаты измерений в точках, расположенных слева и справа от вертикальной плоскости;
       a - угловая координата точек измерения.
       Результирующую погрешность Д определяют как полуразность значений, полученных до и после поворота ротора 1. По величине Д судят о величине и направлении дефектного прогиба ротора 1, что позволяет оперативно производить ремонтные операции. Если прогиб ротора 1 отсутствует, то по величине Д судят об отклонении формы расточки 2 цилиндра от дуги окружности. Для выявления любого вида отклонений необходимо производить измерения в 10-12 точках на поверхности расточки 2.


        Ф о р м у л а      и з о б р е т е н и я:
       Способ измерения взаимного положения осей ротора и расточки цилиндра турбины, заключающийся в том, что фиксируют исходное положение ротора, измеряют в радиальном направлении расстояния между поверхностями ротора и расточки цилиндра в точках, равномерно расположенных на полуокружности, и по результатам измерений определяют взаимное положение осей в горизонтальной и вертикальной плоскостях, о т л и ч а ю щ и й с я  тем, что, с целью повышения достоверности и информативности измерения, поворачивают ротор на 180° и в этом положении ротора повторяют операции, по которым, вновь определяют взаимное положение осей в горизонтальной и вертикальной плоскостях и определяют результирующее взаимное положение осей как полусумму значений, полученных до и после поворота ротора, затем определяют погрешность из-за дефектов поверхнотей ротора и расточки цилиндра по формуле:
         Д = Бл - Бп - 2Г * cos a ,
 где: Бл и Бп - результаты измерений в точках, расположенных слева и справа от вертикальной плоскости;
      Г - расстояние между осями ротора и расточки в горизонтальной плоскости;
      a - угловая координата точек измерения,
и определяют результирующую погрешность как полуразность значений, полученных до и после поворота ротора, которую учитывают при определении взаимного положения осей.



Hosted by uCoz