О П И С А Н И Е И З О Б Р Е Т Е Н И Я SU 1596208 А1
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ G 01 B 5/25
_________________________________________________________________________________________________
(21) 4488533/25-28
(22) 29.07.89
(46) 30.09.90. Бюл. № 36
(71) Научно-исследовательский институт механики и прикладной математики
при Ростовском государственном университете
(72) А.Я.Сапотницкий и Е.Г.Козлов
(53) 531.717(088.8)
(56) Патент США N 4190961, кл. G 01 B 7/30, 1980.
(54) СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ВЗАИМНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОСЕЙ РОТОРА И РАСТОЧКИ ЦИЛИНДРА ТУРБИНЫ
(57)
Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения взаимного положения оси
вращения ротора с осью расточки цилиндра турбины. Цель изобретения - повышение достоверности и информативности измерения.
При измерении в зазор между ротором 1 и расточкой 2 цилиндра турбины вводят платформу 3 с измерительным преобразователем 4
и протаскивают ее через зазор за гибкую металлическую ленту 6.
Измеряют в радиальном направлении расстояния между поверхностями ротора 1 и расточки 2 в пяти - двенадцати точках
в зависимости от формы контролируемых поверхностей ротора 1 и расточки 2.
По результатам измерений определяют взаимное положение осей в горизонтальной и вертикальной плоскостях и
величину погрешности из-за дефектов поверхностей ротора 1 и расточки 2.
Затем поворачивают ротор 1 на 180° и повторяют измерения, по которым вновь вычисляют взаимное положение осей и величину погрешности.
И, наконец, определяют результирующее отклонение осей и величину погрешности, по которым судят о необходимости ремонтных и центровочных операций.
Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения взаимного положения
оси вращения ротора с осью расточки цилиндра турбины.
Целью изобретения является повышение достоверности и информативности измерения.
На чертеже показана схема измерения взаимного положения осей ротора и расточки цилиндра турбины.
Схема содержит ротор 1, установленный в нижней половине расточки 2 цилиндра турбины, и датчик линейных перемещений,
выполненный в виде платформы 3, измерительного преобразователя 4, подпружиненного якоря 5 и гибкой металлической
ленты 6, закрепленной на платформе 3.
Способ осуществляют следующим образом.
В зазор между ротором 1 и расточкой 2 вводят платформу 3 и за ленту 6 перемещают ее по расточке.
При этом якорь 5 контактирует с ротором 1 и формирует сигналы измерительной информации,
пропорциональные расстоянию между поверхностями ротора 1 и расточки 2 эа счет воздействия
на измерительный преобразователь 4 как минимум в пяти точках, равномерно расположенных на полуокружности в зоне измерения.
Местоположение двух точек выбирают напротив боковых подушек подшипников.
По результатам измерений определяют взаимное положение осей по формулам:
Г = (Л - П) / 2 и В = Н - (Л + П) / 2 ,
где: Л, П, Н - измеренные расстояния, соответствующие точкам, расположенным соответственно слева, справа и внизу расточки 2;
Г и В - величины несоосности осей в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
Для уменьшения величины погрешности измерения из-за дефектного прогиба ротора 1 поворачивают ротор 1 на 180°
и повторяют указанные измерения, по которым вновь определяют величины Г и В несоосности осей в горизонтальной
и вертикальной плоскостях. Результирующие величины Г и В несоосности определяют как полусумму величин
несоосности, полученных до и после поворота ротора 1.
Затем определяют величину и знак погрешности из-за дефектного прогиба ротора 1 по формуле:
Д = Бл - Бп - 2Г * cos a ,
где: Бл и Бп - результаты измерений в точках, расположенных слева и справа от вертикальной плоскости;
a - угловая координата точек измерения.
Результирующую погрешность Д определяют как полуразность значений, полученных до и после поворота ротора 1.
По величине Д судят о величине и направлении дефектного прогиба ротора 1, что позволяет оперативно производить ремонтные операции.
Если прогиб ротора 1 отсутствует, то по величине Д судят об отклонении формы расточки 2 цилиндра от дуги окружности.
Для выявления любого вида отклонений необходимо производить измерения в 10-12 точках на поверхности расточки 2.
Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я:
Способ измерения взаимного положения осей ротора и расточки цилиндра турбины, заключающийся в том, что фиксируют исходное положение ротора,
измеряют в радиальном направлении расстояния между поверхностями ротора и расточки цилиндра в точках, равномерно расположенных на
полуокружности, и по результатам измерений определяют взаимное положение осей в горизонтальной и вертикальной плоскостях,
о т л и ч а ю щ и й с я тем, что, с целью повышения достоверности и информативности измерения, поворачивают
ротор на 180° и в этом положении ротора повторяют операции, по которым, вновь определяют взаимное положение осей в
горизонтальной и вертикальной плоскостях и определяют результирующее взаимное положение осей как полусумму значений,
полученных до и после поворота ротора, затем определяют погрешность из-за дефектов поверхнотей ротора и расточки
цилиндра по формуле:
Д = Бл - Бп - 2Г * cos a ,
где: Бл и Бп - результаты измерений в точках, расположенных слева и справа от вертикальной плоскости;
Г - расстояние между осями ротора и расточки в горизонтальной плоскости;
a - угловая координата точек измерения,
и определяют результирующую погрешность как полуразность значений, полученных до и после поворота ротора,
которую учитывают при определении взаимного положения осей.
|